В психологии изучение эмоциональных отношений между подростками включает в себя раскрытие их психологического содержания, описывающее разновидности этих отношений, не только с позиции психологической науки, но и с позиции самих подростков.Основным методом исследований подростковой дружбы и любви стала авторская анкета, состоящая из 14 неоконченных предложений. Испытуемые описывали в свободной форме человеческие качества, характерные для этих отношений. В качестве испытуемых стали обучающиеся 2-х школ Санкт-Петербурга в возрасте от 14 до 15 лет. Данные обрабатывали методом контент-анализа. В результате исследования определили, что для 37% подростков в описании дружбы ключевым понятием является «доверие», для 30% подростков - взаимопонимание, а для остальных оказание помощи в трудных ситуациях.
Причинами распада дружбы чаще всего называли: ссоры и конфликты, предательство и обман, утрата доверия и утрата взаимопонимания.
В кратких описаниях любви у подростков, очень часто встречается ее определение как особого чувства. При этом частота встречаемости такого определения у девушек составляет 70%, у юношей – 31%.
Для юношей основными причинами прекращения любви являлись появление другого молодого человека, а также конфликты и ссоры. Со стороны девушек причины другие: предательство, утрата доверия и ложь, надоедание партеров по общению или разочарование в них. С одинаковой частотой девушками и юношами указывалась такая причина прекращения любви, как утрата чувств и взаимопонимания.
Может быть, эти различия в понимании сущности любовных отношений и являются причиной возникновения проблем, связанных с близкими отношениями между юношами и девушками. Полученные данные помогут в процессе оказания подросткам психологической помощи, испытывающим проблемы в отношениях со сверстниками, а также позволят по-другому взглянуть на предыдущие исследования в области психологии эмоциональных отношений.
Комментариев нет:
Отправить комментарий